Оружейная теория (arms_theory) wrote,
Оружейная теория
arms_theory

Categories:

Немного лирики

Взялась сегодня по служебной надобности за "Холодное оружие" Лоста и Буиня. Открываю и, скользнув взглядом по странице, цепляюсь взглядом за начало абзаца: "Согласно Псевдо-Дионисию Ареопагиту...". С такого захода начинается историческая справка, касающаяся изображения правой руки с мечом - геральдического символа, который часто встречается на клинках сабель и шпаг. Тема,  которая меня интересовала - навершие в виде шлема - оказалась ничуть не менее цветистой. Обзор начался со шлема Гадеса, который делал бога подземного мира невидимым, и в этм качестве символизировал смерть, которая невидимо ходит среди нас. Потом "Илиада", Агамемнон, который "Шлем возложил на главу изукрашенный, четверобляшный, с конскою гривой". Потом, разумеется, рыцарство, шлемы, которые одновременно защищали своих владельцев и делали их, в каком-то смысле невидимыми: о том, кто перед ним, противник мог догадаться только по цвету украшений на шлеме и гербу на щите. Завершается всё шлемами гоплитов и римских легионеров - немножко странно с точки зрения линии времени, но логично по моменту их появления в символическом обороте оформления оружия: стиль ампир со стилизованными греко-римскими штучками появился как раз после всех средневековых веяний. В кратком комментарии авторы пишут о том, что есть внутренняя логика в такой смене символики - на смену старинным идеалам служения королю и церкви приходит новая концепция и службы и государственного устройства.
Примерно такой же объем материала там по множеству декоративных элементов - от стилизованных изображений небесных светил, с которыми самые разнообразные смыслы связываются прямо начиная с сотворения мира, до вполне прозрачных по смыслу композиций из знамён, военных барабанов и шлемов.
Зацепили меня не столько обширные справки, хотя это очень интересная тема: ведь в оружии чаще всего интересуются более прикладными вещами - как делали, как использовали, кто носил, а вещи второстепенные вроде деталей оформления, ассоциаций и символов остаются на втором плане.
Скорее, я заново удивилась тому обстоятельству, что огромный пласт знаний и смыслов взял и вышел из употребления, причем достаточно быстро, ведь в книге описывается в основном оформление предметов, которые были в ходу ещё в конце 18 - начале 19 века. Конечно, можно возразить, что даже тогда вся эта символика была понятна лишь узкому кругу людей, владеющих этим символическим языком, но у меня нет уверенности в том, насколько был велик масштаб этого незнания в то время. Это у нас нынешних, существующих вне этого символического языка, в пространстве, где он вообще не применяется, это знание является каким-то эксклюзивным, а какой она была тогда - кто его знает. Может быть, такие знаки считывались так же легко, как мы сейчас считываем дорожные знаки или иконки в операционной системе.
Tags: Библиотека, период: XVIII век
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments